Вход для пользователей Логин: Пароль: Проблемы с входом?Забыли пароль?
Главная страница База знаний de facto Интеллект-турнир  Книги  
Уважаемые дамы и господа!
Сайт "Экзамены Online" проводит тестирование новых электронных учебных курсов. Вы можете принять участие тестировании. Пожалуйста, пройдите курс и оставьте Ваше мнение о нем.
База знаний de facto
Строка поиска Как лучше организовать поиск?
Оглавление > Науки о человеке > Психология > Терминология > СОЦИОГРАММА

СОЦИОГРАММА

    СОЦИОГРАММА (от лат societas — общество и греч. gramma — черта, линия) — графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малых группах (см. Социометрия). С. наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических “звезд” (выбираемых большинством опрашиваемых), “париев” (от к-рых все отказываются) и иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами. Поскольку социометрический анализ в целом может дать только самое общее описание сети коммуникаций, возникающих в любой малой группе, С. отражает лишь картину эмоциональных предпочтений внутри группы. С. позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, сделать предположения о стиле лидерства, о мере организованности группы в целом. При построении С. пользуются понятиями: выбор, взаимный выбор, ожидаемый выбор, отклонение, взаимное отклонение, ожидаемое отклонение. Различают коллективные и индивидуальные С. Среди коллективных С. наиболее распространенными являются С., разработанные создателем этого метода Дж. Морено. В этих С. члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности: в центре либо на периферии; при этом С. отражает практически все связи, объединяющие субъектов (типичные конфигурации взаимоотношений: цепи, треугольники, квадраты и т. д.). Этот способ, однако, обладает существенным недостатком — при численности группы в 15 и более человек графическое изображение связей становится практически неразличимым. При проведении социометри-ческих исследований делались попытки стандартизировать и рационализировать построение С. Определенный прогресс в этой области связан с разработкой и широким внедрением в экспериментальную практику социограмм-мишеней. При их построении учитывается разделение группы на “популярных”, “средних” и “непопулярных” членов;
    каждый из них в соответствии с этим делением помещается в опре деленный круг С.-мишени, представляющей собою несколько концентрических окружностей. Для одной группы обычно составляют несколько коллективных С. Индивидуальные С. позволяют сделать более глубокий и развернутый анализ положения конкретного члена в группе (например, отличить позицию лидера от позиции “популярных” членов группы, выделить “отверженного” или “изолированного” индивида).

Источник: Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. М.,1990
Ссылка:

К началу страницы
Тесты по этой теме
IQ - Исключение понятий
IQ - Тест 1
IQ - Тест 2
IQ - Тест 3
IQ - тест 4
Фобии
Единый государственный экзамен

Нормативные документы, варианты, статьи
Узнайте подробности>
Ваш интеллект может принести Вам призы!
Участие в интеллект-турнире Examen.Ru может принести Вам реальные призы и, даже если Вы не войдете в число лидеров, получить массу удовольствия от самого соревнования.
Узнайте подробности>
Эйнштейновский IQ-тест
О проекте Статистика Реклама Спонсорство Партнерство Об авторских правах

RB2 Network
RB2
RB2 Network

Rambler's Top100 Статистика domino HotLog