МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ cоставная
часть и особая область социологич. познания, имеющая своим содержанием
совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретич. и
эмпирич. социологич. знания, систему норм и регулятивов проведения социологич.
исследований. Как вид социологич. знания М.с.и. относительно независима от
теории и эмпирии, как направление деятельности социолога М.с.и. подчинена
задачам их развития. Вырастая из потребностей организации и регулирования
социологич. познания, являясь обобщением практики социологич. исследования и др.
видов науч. деятельности социолога, М.с.и. в то же время выступает
конкретизацией философской и общенауч. методологии применительно к специфике
познавательной ситуации в социологии. Тем самым социологич. методология является
одним из источников развития методологии науки в целом, она вносит вклад в
социальное самоопределение науки. Такое понимание М.с.и. сложилось в последние
десятилетия.
В методологии социологии выделяют следующие уровни: а) анализ
философских оснований социологич. познания, б) анализ проблем теоретич.
познания, в) анализ проблем эмпирич. исследования, г) методич. анализ процедуры,
техник, инструментов, организации исследования в целом, д) практического и
междисциплинарного контекста социологич. исследования.
Социология приобрела
конкретно-науч. характер по мере развития ее логико-методологич. арсенала и
укрепления эмпирич. базиса.
В структуре теоретич. социологии различают
уровень общих и специальных (частных) теорий. Содержанием общих теорий являются
понятия и концептуальные системы, отображающие формы общественной деятельности и
отношении, характерные для значительных историч. периодов (одна или несколько
общественно-экономич. формаций). Специальные теории имеют обычно более узкий
историч. горизонт. Однако граница между общей и частной теорией относительна,
поскольку всякая теоретич. деятельность в социологии так или иначе обнаруживает
свою связь с философскими основаниями.
В силу логико-методологич. требований
к теории (полнота составных частей, внутренняя логич. связанность,
непротиворечивость, эмпирич. обоснованность и т.п.) наиболее важной
характеристикой всякого теоретич. построения в социологи оказывается масштаб
предметной области, подлежащей рассмотрению (напр., государство, политика или
политич. ин-ты вообще). Частная теория может возникнуть в силу особого подхода,
ракурса рассмотрения, наличия специальных методов или своеобразия эмпирич.
базиса. Так, семья может быть рассмотрена как малая группа, социальный ин-т или
как часть социальной микросреды, особый тип первичных социальных
связей.
Методологич. проблемы эмпирич. исследования обусловлены как
своеобразием применяемых методов, так и использованием соответствующих теоретич.
понятий, средств анализа и синтеза (логич., математич. и статистич.
техники).
Наиболее важной методологич. проблемой эмпирич. уровня исследования
является концептуализация эмпирич. данных или эмпирич. интерпретация
используемых понятий и связок между ними. От решения этих проблем зависит статус
социологич. индикаторов и эмпирич. обоснованность социологич. теории,
достоверность выводов и прогнозов. Проблема концептуализации данных и выводов
затрагивает прямо или косвенно любые уровни социологич.
теории.
Междисциплинарные связи социологии имеют традиционный характер как
внутри дисциплин социального и гуманитарного циклов, так и за их пределами - с
философскими и техническими науками. В последние десятилетия взаимодействие
между науками не только определяется предметными, методологич. и
служебно-функциональными связями, но и становится во все большей мере следствием
общих практич. задач. Социологи активно включаются в разработку комплексных
проблем социального развития, политики, образования и т.д. Во многих социальных
науках активно осваивается выработанный в социологии арсенал методик и средств
анализа, все шире используются социологич. понятия и концепции. Иначе говоря,
институализация социологии в России приобретает всесторонний характер. В
методологич. отношении практич. ориентация социологии приводит к укреплению
междисциплинарных связей, повышается значимость общенауч. концепций и методов в
процессе социологич. исследования. Соответственно происходят важные изменения и
в структуре социологич. теорий (теория социальных организаций, семиотич. анализ
социальных текстов и новый взгляд на социологич. информацию, системные модели в
социальной психологии и др.). Выдвигаются концепции прикладных форм социологич.
знания и разработки особой техники внедрения (идея социальной технологии).
Практич. статус социологич. знаний подвергается все более детальному
рассмотрению в М.с.и. В связи с включением социологии в общий контекст
междисциплинарных связей растет методологич. роль социологии для др. наук,
обогащается предмет социологии и ее методич. оснащенность. В практич. отношении
возникает возможность комплексного подхода к изучению социальных проблем; в
гносеологич. плане все настоятельней становится необходимость отстаивания
онтологич. и методологич. специфики социологии, чтобы противостоять
неблагоприятным тенденциям натурализма, техницизма, формализма и нормативизма в
развитии социальной науки в целом.
Лит.: Кон И.С. Позитивизм в
социологии. Л., 1964; Копнин П.В. Логические основы науки. Киев, 1968;
Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М.,
1969; Ракитов А.И. Курс лекций по логике науки. М., 1971; Философия.
Методология. Наука. М., 1972; Штофф В.А. Введение в методологию научного
познания. Л., 1972; Костюк В.И. Методология научного исследования. Киев, Одесса;
1976; Критика современной буржуазной теоретической социологии. М., 1977; Осипов
Г.В. Теория и практика социологических исследований в СССР. М., 1978;
Социологическая мысль в России. Л., 1978; История буржуазной социологии XIX -
начала XX века. М., 1979; Голофаст В.Б. Методологический анализ в социальном
исследовании. Л., 1981; Ядов В.А. Социологическое исследование: методология,
пограмма, методы. М., 1987; Durkheim E. Les regles de la mothode sociologique.
P.; 1895; Eaton A., Harrison S.M. A bibliography of social surveys. N.Y., 1930;
Galtung J. Theory and methods of social research. L., 1967; Sjobert G., Nett R.
A methodology of social research. N.Y., Continuities in the language of social
research. N.Y., 1972; Nowak S. Methodology of sociological research. Dordrecht,
Boston, 1977.
Голофаст В.Б.