Курс
лекций по социологии. Терентьева
И.Н. |
Глава
X. Опрос - как метод исследования в
социологии
Опрос - как метод исследования в
социологии
Опрос - метод сбора
первичной социологической информации посредством вопросов к определенной
группе людей (респондентов).
Виды
опросов
- - письменные (анкеты, тесты)
- - устные (интервью)
- - очные
- - заочные
Специфика опросов
Источником информации
является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений.
Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации
социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.
Опрос - это разновидность общения, и его результаты зависят
от ряда обстоятельств:
- психологическое состояние респондента в
момент опроса;
- ситуация опроса (условия, которые
должны быть благоприятны для общения);
- содержание анкеты или устного вопроса
(проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания
респондентом)
Различают вопросы:
- открытые - закрытые (с перечнем
вариантов ответов) - прямые, личные - косвенные,
безличные
Проблема
достоверности информации.
Качество работы анкетера или
интервьюера. Подразумевается, что опрос как общение связан с общими
принципами общения. Здесь важно учитывать стереотипы восприятия речи и
внешности, последовательность действий.
Социальная и социологическая роль
опросов
Задача опросов в обществе -
обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и
управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия
решений. Для социологии опрос при правильном применении
позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях,
склонностях, мотивах действий. Обычно опросы проводятся на
выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью
статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной
совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять
свойства генеральной совокупности называется
репрезентативностью.
|