Russian
English

  Содержание

   Социология
   Психология
   Социальная психология
   Статистика
   Гражданское общество
   Словарь
   Персоналии
   Новости социальной жизни
   Библиотека
   Каталог веб-ресурсов
   e-mail



 

Курс лекций по социологии. Терентьева И.Н.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава


Глава X. 
Опрос - как метод исследования в социологии

Опрос - как метод исследования в социологии

   Опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).

   Виды опросов  

  1. - письменные (анкеты, тесты)
  2. - устные (интервью)
  3. - очные
  4. - заочные

Специфика опросов

   Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.

   Опрос - это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:

  • психологическое состояние респондента в момент опроса;  
  • ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);  
  • содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом)

   Различают вопросы:

- открытые
- закрытые (с перечнем вариантов ответов)
- прямые, личные
- косвенные, безличные

Проблема достоверности информации.

   Качество работы анкетера или интервьюера. Подразумевается, что опрос как общение связан с общими принципами общения. Здесь важно учитывать стереотипы восприятия речи и внешности, последовательность действий.

Социальная и социологическая роль опросов

   Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.
   Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.
   Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.

 

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

 Almanac of opinions. Zest of life. The most human news. 

All rights reserved Social Sciences Gateway " Infoglobus "© 2000. Design and programming by Foundation for Intellectual Support