16.2. Организационно-правовые основы отнесения предприятий к категории банкротов

Процедура отнесения предприятия к категории несостоятельных регламентируется и заложена в Законе Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 19 ноября 1992 г., No3929-1.

Именно только в соответствии с этим Законом определяются условия и процедура объявления предприятия несостоятельным должником и устанавливается очередность удовлетворения требований кредиторов.

Руководствуясь этим Законом и соответствующими Постановлениями Правительства РФ, можно выделить три основных признака признания предприятия банкротом.

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Несостоятельность (банкротство) предприятия считается имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации.

После признания предприятия банкротом в отношении предприятия применяются следующие процедуры:

Реорганизационные и ликвидационные процедуры включают в себя: Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства. Дальнейшая организационно-правовая процедура признания предприятия банкротом устанавливает: Эффективность антикризисного управления после признания предприятия банкротом во многом зависит от радикально направленных действий арбитражного управляющего, который назначается арбитражным судом и которому передаются функции внешнего управления имуществом должника.

Арбитражный управляющий назначается арбитражным судом по инициативе самого предприятия-должника или кредиторов, если кредиторы выдвигают несколько кандидатур, то назначение арбитражного управляющего происходит на конкурсной основе.

В практике имеет место как первое, так и второе, т.е. выдвижение происходит по инициативе как самого предприятия-должника, так и кредиторов. Рассмотрим процедуру назначения арбитражного управляющего по инициативе самого предприятия-должника, который в своем ходатайстве (заявлении) приводит обоснование необходимости и целесообразности проведения указанной процедуры, предложение по кандидатуре арбитражного управляющего. К ходатайству прилагается письменное соглашение кандидата на проведение внешнего управления имуществом должника.

К ходатайству, подаваемому должником, прилагается бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы на последнюю отчетную дату, а в том случае, если наступила новая отчетная дата, - новый бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы.

Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.

Кандидат в арбитражные управляющие должен быть экономистом или юристом либо обладать опытом хозяйственной работы, а также не иметь судимостей. Кандидатом в арбитражные управляющие не может быть должностное лицо администрации предприятия-должника или кредитора. Кандидат в арбитражные управляющие представляет декларацию о своих доходах и имущественном состоянии.

Продолжительность проведения внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18 месяцев.

Как видим, главным действующим лицом в антикризисном управлении предприятием-банкротом выступает арбитражный управляющий, которого Законодатель наделил соответствующими правами и обязанностями. В частности, арбитражный управляющий:

Собрание кредиторов: Собрание кредиторов вправе вносить изменения в утвержденный план проведения управления имуществом должника и предложения по его реализации, которые после утверждения их арбитражным судом должны приниматься арбитражным управляющим к исполнению.

На начало Далее Назад