Анализ литературы и реальной практики наглядно показал, что сегодня не существует универсального (комплексного) метода оценки эффективности стилей управления. Практически везде она осуществляется косвенно через конечные результаты деятельности, в которых не представляется возможным выделить долю эффекта в зависимости от применяемого менеджером (менеджерами) стиля управления.
На практике эффективность стилей управления преимущественно оценивается эмпирически путем социологических исследований (см. табл. 8.1, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, рис. 8.1).
Таблица 8.2.
Социально-психологические аспекты эффективности
Путь воздействия | Качества личности | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Руководитель (ведущий) | Исполнитель (ведомый) | ||||||||||
Принуждение | Превосходство Власть Воля к власти | Подчинение чужой воле Страх Приниженность Воздействие на подсознание | Интуиция | Способность очаровать Способность тонко реагировать на косвенные сигналы
начальника | Способность восторгаться начальником Склонность принимать многое на веру Убеждение | Высокий уровень профессиональных знаний, умение
логично мыслить и говорить | Способность анализировать Умение формулировать Высокий уровень профессиональных знаний | Способность понимать логику объясняющего и мысленно воспринимать ход его мыслей Привлечение людей на свою сторону делегированием полномочий,
правильной организацией их работы, оказанием доверия | Положительное
отношение к людям | Уважение к достижениям сотрудников Терпимость Умение доверять, организовывать области компетентности, координировать, информировать Высокий уровень собственной инициативы | Гражданское мужество Способность осознавать степень риска Уважение к работе руководителя Творческий потенциал Способность видеть целое Способность видеть в глубину Умение информировать |
Процесс | Авторитарный стиль | Руководство с участием сотрудников | ||
---|---|---|---|---|
Грубое принуждение Стиль 1 | Мягкое принуждение Стиль 2 | Поддержка Стиль 3 | Коллекгиальное руководство Стиль 4 | |
Мотивация | Уверенность в завтрашнем дне | Удовлетворение физиологических потребностей, личные интересы | Удовлетворение физиологических потребностей, личные интересы | Удовлетворение всего диапазона человеческих потребностей |
Коммуникация | По вертикали сверху вниз | По вертикали главным образом сверху вниз | По вертикали | По вертикали и по горизонтали |
Взаимодействие | Ничтожно | Ничтожно | Умеренно | Интенсивно |
Принятие решения | На верхушке пирамиды | Стратегические решения на верхушке пирамиды, в малой степени делегирование вниз | Стратегические решения на верхушке, в высокой степени делегирование вниз | На всех уровнях обсуждение в коллективе по группам с привлечением других групп |
Задание цели | Приказы без обсуждения | Приказы с возможностью обсуждения | После обсуждения с подчиненными | Результат интенсивных обсуждений в группах |
Контороль | Из центра. Сопротивление неформальной организации | Главным образом из центра. Неформальная организация частично противодействует | Главным образом из центра. Неформальная организация против, или за формальную | Децентрализован. Неформальная организация идентична формальной |
Таблица 8.4.
Мнение респондентов об эффективности стиля управления декана вуза
Вопросы | Варианты ответов | Преподаватели, % | Студенты, % |
---|---|---|---|
1. Знание руководителем порученного дела | 1.1 Разбирается хорошо |   | 45,5 |
1.2. Достаточно компетентно | 47,1 | 50,0 | |
1.3. Разбирается слабо | 52,9 | 3,0 | |
1.4. Затрудняюсь ответить | - | 1,5 | |
2. Степнь требования к подчиненным | 2.1. Высокая | 26,5 | 15,2 |
2.2. В меру требователен | 73,5 | 75,8 | |
2.3. Низкая | - | 4,5 | |
2.4. Затрудняюсь ответить | - | 4,5 | |
3. Оперативность в решении вопросов: | 3.1. Решает оперативно | 64,7 | 43,9 |
3.2. Не всегда оперативно | 32,4 | 40,9 | |
3.3. Часто допускает волокиту | 2,9 | 7,6 | |
3.4. Затрудняюсь ответить | - | 7,6 | |
4. Оценка скромности: | 4.1. Скромен | 23,5 | 50,0 |
4.2. В основном скромен | 64,7 | 39,4 | |
4.3. Нескромен, зазнается | 11,8 | - | |
4.4. Затрудняюсь ответить | - | 10,6 | |
5. Отношение к критике: | 5.1. Правильно реагирует | 47,1 | 36,4 |
5.2. Признает, но выводов не делает | 26,5 | 10,6 | |
5.3. Порою зажимает критику | 23,5 | 3,0 | |
5.4. Негативно относится | 2,9 | - | |
5.5. Затрудняюсь ответить | - | 50 | |
6. Является ли примером в соблюдении дисциплины: | 6.1. Да |   | 31,8 |
6.2. Скорее да, чем нет | 52,9 | 45,5 | |
6.3. Нет | 47,1 | 6,1 | |
6.4. Затрудняюсь ответить | - | 10,6 | |
7. Справедливость в вопросах поощрения и наказания подчиненных: | 7.1. Решает справедливо | 26,5 | 39,4 |
7.2. Как правило, справедлив | 64,7 | 47,0 | |
7.3. Часто несправедлив | 8,8 | - | |
7.4. Затрудняюсь ответить | - | 13,6 | |
8. Авторитетен ли руководитель | 8.1. Да | 55,9 | 62,1 |
8.2. Скорее да, чем нет | 41,2 | 36,4 | |
8.3. Нет | 2,9 | 1,5 | |
9. Внимание к организации труда: | 9.1. Уделяет достаточно | 52,9 | 59,1 |
9.2. Не всегда | 23,5 | 28,8 | |
9.3. Не уделяет | 14,7 | 3,1 | |
9.4. Затрудняюсь ответить | - | 13,6 | |
10. Относится к выполнения принятых решений: | 10.1. Принимает активное участие | 61,8 | 59,1 |
10.2. Слабо участвует | 23,5 | 10,6 | |
10.3. Перекладывает на других | 14,7 | 6,1 | |
10.4. Затрудняюсь ответить | - | 24,2 | |
11. Контроль принятых решений: | 11.1. Сторго относится | 70,6 | 50,0 |
11.2. Слабо контролирует | 29,4 | 25,8 | |
11.3. Не контролирует | - | 1,5 | |
11.4. Затрудняюсь ответить | - | 22,7 |
Таблица 8.5.
Оценка эффективности стиля управления
Стороны жизнедеятельности | Состояние | Удельный вес, % | Тенденции изменения | Удельный вес, % |
---|---|---|---|---|
1. Морально-психологический климат | Хороший | 35,3 | Улучшается | 44,1 |
Удовлетворительный | 61,7 | Без изменения | 50,0 | |
Плохой | 3,0 | Ухудшается | 5,9 | |
2. Трудовая активность преподавалелей. | Высокая | 29,4 | Растет | 44,1 |
Средняя | 67,6 | На прежнем уровне | 38,2 | |
Низкая | 3,0 | Снижается | 17,7 | |
3. Культура управленческого труда. | Хорошая | 17,6 | Повышается | 26,5 |
Удовлетворительная | 73,6 | На прежнем уровне | 64,7 | |
Низкая | 8,8 | Снижается | 5,8 | |
4. Исполнительная дисциплина преподавателей и сотрудников. | Хорошая | 23,5 | Повышается | 5,9 |
Удовлетворительная | 70,6 | Изменений нет | 79,4 | |
Плохая | 5,9 | Ухудшается | 14,7 | |
5. Бюрократизм, волокита. | Практически нет | 58,8 | Снижается | 47,0 |
Заметен | 38,2 | На прежнем уровне | 50,0 | |
Сплошь и рядом | 3,0 | Усиливается | 3,0 | |
6. Бесхозяйственность. | Практически нет | 55,8 | Уменьшается | 44,1 |
Заметная | 44,2 | Не изменяется | 55,9 | |
Большая | - | Растет | - | |
7. Внедрение новых форм обучения, рыночных дисциплин. | Почти нет | - | Сокращается | - |
Недостаточно | 50,0 | На том же уровне | 41,1 | |
Весьма успешно | 50,0 | Существенно растет | 85,3 | |
8. Укрепление материальной базы. | Не происходит | - | Ухудшается | - |
На прежнем уровне | 14,7 | На прежнем уровне | 14,7 | |
Значительно | 85,3 | Растет незначительн | 85,3 | |
9. Внедрение новых форм хозяйствования. | Хорошо | 50,0 | Не происходит | 3,0 |
Удовлетворительно | 50,0 | На прежнем уровне | 44,1 | |
Плохо | - | Весьма успешно | 52,9 |