Конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за лучшие результаты на каком-либо поприще, затрагивая все области и сферы рыночных отношений.
В нашей хозяйственной и потребительской психологии сложился устойчивый и весьма значительный дефицит знания сущности рыночной конкуренции. Многие считают, что она присуща только капиталистическому обществу, между тем как в реальной жизни это - общее свойство товарного производства, способ его развития.
В условиях многоукладности и разнообразия форм хозяйствования с учетом резко растущей интернационализации экономической жизни все большее число стран выводит маркетинг на уровень общегосударственной экономической политики, усиливает планомерность в реализации маркетинговых усилий предпринимателей и торговли. Рассчитывать на успех в конкуренции нельзя, если не знаешь потенциал своих соперников и характерные для них способы реагирования на изменения рыночной ситуации.
Отсюда следует: в конкурентной борьбе существуют определенные правила игры.
Во-первых, будьте уверены, что Ваш соперник - прекрасно осведомленный человек, хорошо знает, чего может достигнуть при договоренности с Вами.
Во-вторых, старайтесь не сердить своих конкурентов, так как это чревато худшими для Вас результатами.
В-третьих, попытайтесь убедить конкурента, что Ваши действия продиктованы логикой Ваших действий и не преследуют цель нанести ему удар.
Место в конкурентной борьбе определяется той нишей, которую он занимает на рынке:
- лидер - 40% доля рынка;
- претендент на лидерство - 30% доля рынка;
- ведомый - 20% доля рынка;
- закрепляющиеся на рынке - 10% доля рынка.
Среди авторов научных работ, посвященных проблемам конкуренции, особо хотелось бы выделить работу Л. Портера, выявившего пять сил конкуренции, которые определяют прибыль. Это проникновение на рынок новых конкурентов; угроза появления на рынке товаров субститутов, произведенных по иной технологии; возможности покупателей; возможности поставщиков; конкуренция между компаниями, уже укрепившимися на рынке.
Конкурентные стратегии (деловые стратегии) происходят из
понимания правил конкуренции, действующих в отрасли и
определяющих ее привлекательность. Целью конкурентной стратегии
является изменение правил в пользу своей компании. Правила
конкуренции могут быть представлены как пять
сил конкуренции,
показанных на рисунке 15.14.