1.4.9. Кадры в системе управления.

Переход страны к рыночным отношениям должен был привести к значительному сокращению управленческого аппарата на всех уровнях иерархии управления, но, к сожалению, аппарат управления не только не сократился, но возрос в 2-8 раз.

Придерживаясь закона Паркинсона, можно сказать: "чиновники аппарата управления множат себе подчиненных, но не соперников, не задумываясь о профессиональном и качественном составе кадров".

Лишь бы было кем управлять. А результативность - налицо: объемы производства неуклонно падают. Да иначе и быть не должно, как говорил классик, сапоги должен тачать сапожник, а пироги печи пирожник. И будет беда, если все будет наоборот.

А отсюда вывод. Управлять экономикой и рыночным хозяйством могут только профессионалы. Кадровый состав органов управление рынком по своему квалификационно-профессиональному уровню не выдерживает, с нашей точки зрения, никакой критики. Квалифицированные кадры покинули эти органы в силу сложившихся объективных причин, а новые попросту не готовы к проведению серьезных мероприятий в области совершенствования рыночных отношений.

Следовательно, если в силу сложившихся обстоятельств выявилась такая ситуация, то "штурманы экономики", подчеркиваю, не стесняясь, должны пройти переподготовку, причем на строго плановой основе и в короткий промежуток времени. Нельзя допустить такой ситуации, когда руководителем банка будет не экономист-финансист, а, допустим, историк по образованию, а деканом исторического факультета - бухгалтер-аудитор.

Не претендуя на полноту освещения всех проблем в развитии экономики России и Алтайского края, да это практически сделать невозможно, попытаюсь в заключение высказать еще ряд предложений. Все перечисленные элементы управления социально-рыночным механизмом приемлемы для любого уровня развития экономики. Вместе с тем, в зависимости от специфики развития региона, количество рассмотренных элементов может быть расширено или сужено, а отдельные элементы этого механизма могут остаться за границей рассмотрения.

Главным фактором становления рыночного механизма является стабильная экономика, неуклонный рост объема производства, насыщенность товарами. Только при таких условиях можно переходить к рынку в условиях "паралича" в производстве, управлении, финансовой системе. Отсюда вывод, что первостепенной задачей стабилизации рынка является установление кооперационных связей между предприятиями всех форм собственности, снабжение материальными ресурсами и готовой продукцией. Но для этого нужны руководители самой высокой квалификации, владеющие методами управления рыночным механизмом, которых пока недостаточно. Кадры для рыночной экономики надо готовить со школьной скамьи по принципу: школа-лицей-колледж-университет.

На макроуровне важны следующие направления действия государства:

К основным условиям формирования эффективных рыночных отношений можно отнести следующие направления деятельности: разгосударствление, приватизация, демонополизация, структурные преобразования, конверсия ВПК, гибкость организационно-экономических форм, рациональные схемы конвертируемости валюты, оптимальный таможенный режим и т.д.

Эффективное воплощение в реальные процессы отмеченных выше направлений может быть достигнуто путем:

Ниже приведены результаты социологического опроса инженерно-управленческих работников (ИУР) предприятий России и КНР, которые проведены по совместному проекту российских и китайских ученых в начале 1996 г. Результаты социологического опроса об эффективности, проводимых реформ в Китае и России изложены в таблицах
1.1, 1.2, 1.3, 1.4 и дают основу для более глубокого осмысления процессов, происходящих в экономики России и КНР. Название предприятий участвующих в исследовании (Алтайский завод агрегатов (АЗАО "Барнаульский станкостроительный завод" (БСЗ), АО "Алтайсельмаш" (АСМ), Шеньянский приборостроительный завод (ШПЗ), Шиньянский тракторный завод (ШТЗ).

Таблица 1.1.

Мнение ИУР относительно реформ, происходящих в КНР и РФ (в процентах)
Высказанное мнениеПредприятие
АЗААО БСЗАО АСМШПЗШТЗ
Реформирование вызвано объективными условиями36,6040,9053,2096,6096,70
Не вижу в реформировании особой необходимости60,1027,2023,50--
Мне эти процессы безразличны3,30-4,204,00-
Затрудняюсь ответить-31,9019,10-3,30

Таблица 1.2.

Результаты работы за годы реформирования (в процентах)
Вариант ответаПредприятие
АЗААО БСЗАО АСМШПЗШТЗ
Достигнуты значительные успехи--4,3092,0025,80
Достигнуты определенные успехи-13,7021,204,0058,10
Положение ухудшилось96,6077,3063,80--
Затрудняюсь ответить3,409,0010,704,0016,10

Таблица 1.3.

Оценка итогов перестройки на предприятиях (в процентах)
Вариант ответаПредприятие
АЗААО БСЗАО АСМШПЗШТЗ
Перестройка идет весьма активно--65,9660,006,40
Результаты перестройки пока неизвестны16,6027,4019,1536,0083,80
Реально к перестройке пока не приступили63,3036,30--3,30
Нет ответа20,1036,3015,004,006,50

Таблица 1.4.

Изменение отношения ИУР к труду в связи с переходом к рыночным отношениям (в процентах)
Вариант ответаПредприятие
АЗААО БСЗАО АСМШПЗШТЗ
В лучшую сторону10,1020,7021,2028,0074,20
В худшую сторону36,609,2010,60--
Затрудняюсь ответить53,3070,1068,2072,0025,80


На начало Далее Назад