За последние годы стало модным течением, когда значительное количество авторов, оценивая систему повышения квалификации в СССР, дают исключительно отрицательную оценку. Так Э. Старобинский в работе "Как управлять персоналом" (с. 133) однозначно утверждает, "что в совдепии вопросу повышения квалификации никогда не придавалось серьезного значения". Трудно согласиться с такой оценкой. Вопрос, очевидно, стоит в оценке эффективности системы повышения квалификации. Тогда возникает вопрос: с чем сравнивает автор? Если с реальной практикой, то сегодня, действительно, никакой системы повышения квалификации не существует - она полностью пришла к развалу. Сейчас вопрос состоит не только в критике ранее действующей системы, а в выработке принципиально новых подходов к решению этой актуальной проблемы. Вместе с тем нельзя не согласиться с автором, что для поддержания знаний на уровне требований современности специалист или менеджер должен не менее 4-6 часов в неделю уделить изучению последних достижений в области, которой он занимается, так как несоблюдение данного требования приводит к старению полученных знаний на 15-20% ежемесячно. Однако, несмотря на критические замечания, в работе данного автора приводятся заслуживающие внимания и апробации методы повышения квалификации:
Ниже приводится таблица 13.2 для анализа особенностей учебной работы и оценки эффективности форм подготовки.
Таблица 13.2 Связь особенностей
учебной работы с достигаемой целью
Степень творчества | Особенности учебной работы | Результат учебной работы | Какие процессы познания работают | Достигаемая цель учебной работы | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Слушатель слушает лектора | Слушатель понимает изложенный материал | Внимание и память | Формирование знаний не
обеспечено
2 | Слушатель отвечает на вопрос лектора | Слушатель
вспоминает проиденное, отвечает или записывает ответ в конспекте,
делает чертеж | Внимание и память | Могут формироваться знания
| 3 | Слушателю дается задача, для решения которой можно
пользоваться полученными знаниями и изученными действиями | Слушатель
решает задачу | Внимание, память, репродуцирую- щее, механическое
мышление без напряжения | Могут формироваться умения
| 4 | Учебной группе поручают коллективно решить проблему,
которую нельзя решить с использованием полученных знаний и
действий | Проблема решается коллективно | Внимание, память,
творческое коллективное мышление | Могут формироваться умения и навыки
| 5 | Слушателю поручают индивидуально решить проблему, которую
нельзя решить с использованием полученных знаний и
действий | Слушатель решает проблему индивидуально | Внимание,
память, самостоятельное творческое мышление | Могут формироваться
умения, навыки
| |
В условиях становления рыночных отношений эффективность управления персоналом предприятия зависит от подбора и оптимальной расстановки кадров, которая должна осуществляться на исключительно плановой основе в соответствии с разрабатываемыми на предприятии программами. Перед разработкой программы на каждом предприятии должны четко определиться, кого и как надо обучать. А обучать, в сущности, надо каждого работника, какую-бы должность он не занимал.