Социально-рыночный механизм рынка направлен на обеспечение высокого уровня занятости трудовых ресурсов, решение центральной проблемы рынка - безработицы (фрикционной, структурной, циклической), что приводит к объективной необходимости создания рынка труда, к регулированию естественного уровня безработицы, который, как правило, не должен превышать 7%. Одновременно этот уровень безработицы является необходимым компонентом рыночных отношений, так как безработица - естественный регулятор инфляционных процессов.
Для того, чтобы максимально снизить безработицу и регулировать ее на постоянной основе, необходимо в каждом отдельном регионе иметь свою программу создания рынка труда, занятости, социальной защиты населения. Такой подход создает условия для регулирования взаимных условий найма (уровень заработной платы, условия труда и т.д.) между руководителями, профсоюзами и работниками.
Каждый работник нашего государства должен иметь гарантии на социальное обеспечение и социальную справедливость. И здесь, как нам представляется, органы управления рыночным хозяйством должны иметь отдельную программу, цель которой - обеспечить успешное претворение в жизнь основных принципов формирования рынка труда. А как обстоит дело с рынком труда в нашем крае? Казалось бы, ничего тревожного быть не должно, ситуация в сущности такая же, как и в других областях Западно-Сибирского региона. Но это только на первый взгляд, если не учитывать целый ряд отягчающих обстоятельств:
- во-первых, за многие десятилетия в крае отмечена самая низкая за все последние годы рождаемость населения, происходит депопуляция, т.е. смертность превышает рождаемость почти на 12%;
- во-вторых, возрос миграционный приток из бывших республик СССР, если в 1989 г. - 700 чел., то в 1996 - около 50000 чел. Появилась еще одна проблема - проблема беженцев;
- в-третьих, за короткий промежуток времени возрос поток граждан ищущих работу. За последние 3 года уровень безработицы возрос на 70%, а потребность в рабочей силе сократилась в 4 раза;
- в-четвертых, мы на это явление не обращали внимания, растет уровень скрытой безработицы, которая составляет 15-20% и является следствием не полной загруженности предприятия (неполная рабочая неделя, вынужденные отпуска);
- в-пятых, происходит неуклонное падение объема производства, которое приближается к критической точке - банкротству предприятия.
Приоритетными направлениями политики занятости на федеральном и региональном уровнях являются:
- безусловное обеспечение социальной защиты граждан, временно оказавшихся безработными, в соответствии с положением действующего законодательства;
- оказание финансовой помощи работодателям, в том числе за счет средств Государственного фонда занятости, на организацию дополнительных рабочих мест и сохранение существующих, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социально защите;
- формирование территориальной системы профориентации, обучения и переподготовки незанятого населения и высвобождаемых работников, в том числе путем создания специальных центров в структуре органов Федеральной государственной службы занятости;
- введение системы территориальных льгот и преимуществ частным предпринимателям, создающим дополнительные рабочие места и принимающим часть персонала по направлению органов Федеральной государственной службы занятости;
- формирование в составе территориальных фондов занятости населения специальных резервных фондов, которые будут использоваться при возникновении чрезвычайных ситуаций на региональном рынке труда;
- корректировка принятых региональных программ содействия занятости населения с учетом процессов, происходящих в экономике;
- развитие системы общественных работ, сезонной, временной занятости, в том числе с использованием средств территориальных фондов занятости населения.