16.2. Организационно-правовые основы
отнесения предприятий к категории банкротов
Процедура отнесения предприятия к категории несостоятельных
регламентируется и заложена в Законе Российской Федерации "О
несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 19 ноября 1992
г., No3929-1.
Именно только в соответствии с этим Законом определяются условия
и процедура объявления предприятия несостоятельным должником и
устанавливается очередность удовлетворения требований кредиторов.
Руководствуясь этим Законом и соответствующими Постановлениями
Правительства РФ, можно выделить три основных признака признания
предприятия банкротом.
Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается
неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате
товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить
обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с
превышением обязательств должника над его имуществом или в связи
с неудовлетворительной структурой баланса должника.
Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия
является приостановление его текущих платежей, если предприятие
не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение
требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления
сроков их исполнения. Несостоятельность (банкротство) предприятия
считается имеющей место после признания факта несостоятельности
арбитражным судом или после официального объявления о ней
должником при его добровольной ликвидации.
После признания предприятия банкротом в отношении предприятия применяются следующие процедуры:
- реорганизационные;
- ликвидационные;
- мировое соглашение.
Реорганизационные и ликвидационные процедуры включают в себя:
- введение внешнего антикризисного управления имуществом и его санацию;
- принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда;
- добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.
Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства. Дальнейшая организационно-правовая процедура признания предприятия банкротом устанавливает:
- подведомственность дел о несостоятельности (банкротстве);
- рассмотрение дела о несостоятельности в арбитражном суде;
- реорганизационные процедуры;
- принудительную реорганизацию предприятия-должника (конкурсное производство);
- мировое соглашение;
- направленные действия должника, собственника предприятия-должника, кредитора и иных лиц;
- внесудебные процедуры.
Эффективность антикризисного управления после признания
предприятия банкротом во многом зависит от радикально
направленных действий арбитражного управляющего, который
назначается арбитражным судом и которому передаются функции
внешнего управления имуществом должника.
Арбитражный управляющий назначается арбитражным судом по
инициативе самого предприятия-должника или кредиторов, если
кредиторы выдвигают несколько кандидатур, то назначение
арбитражного управляющего происходит на конкурсной основе.
В практике имеет место как первое, так и второе, т.е. выдвижение
происходит по инициативе как самого предприятия-должника, так и
кредиторов. Рассмотрим процедуру назначения арбитражного
управляющего по инициативе самого предприятия-должника, который в
своем ходатайстве (заявлении) приводит обоснование необходимости
и целесообразности проведения указанной процедуры, предложение по
кандидатуре арбитражного управляющего. К ходатайству прилагается
письменное соглашение кандидата на проведение внешнего управления
имуществом должника.
К ходатайству, подаваемому должником, прилагается бухгалтерский
баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы на последнюю
отчетную дату, а в том случае, если наступила новая отчетная
дата, - новый бухгалтерский баланс либо заменяющие его
бухгалтерские документы.
Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника
является наличие реальной возможности восстановить
платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его
деятельности путем реализации части его имущества и осуществления
других организационных и экономических мероприятий.
Кандидат в арбитражные управляющие должен быть экономистом или
юристом либо обладать опытом хозяйственной работы, а также не
иметь судимостей. Кандидатом в арбитражные управляющие не может
быть должностное лицо администрации предприятия-должника или
кредитора. Кандидат в арбитражные управляющие представляет
декларацию о своих доходах и имущественном состоянии.
Продолжительность проведения внешнего управления имуществом
должника не должна превышать 18 месяцев.
Как видим, главным действующим лицом в антикризисном управлении
предприятием-банкротом выступает арбитражный управляющий,
которого Законодатель наделил соответствующими правами и
обязанностями. В частности, арбитражный управляющий:
- руководит предприятием-должником, имеет права и исполняет обязанности, предоставленные законодательными актами Российской Федерации руководителю предприятия;
- отстраняет при необходимости руководителя от выполнения обязанностей по управлению предприятием-должником, принимает на работу и увольняет работников в соответствии с Законодательством о труде;
- распоряжается имуществом должника;
- созывает собрание (комитет) кредиторов;
- разрабатывает план проведения внешнего антикризисного управления имуществом должника и организует его выполнение;
- выполняет другие функции, предусмотренные Законом. Непосредственное участие в антикризисном управлении принимают кредиторы, которые осуществляют свои функции через собрания кредиторов.
Собрание кредиторов:
- может образовать комитет кредиторов и определить его функции, при этом комитет кредиторов имеет право требовать от арбитражного управляющего предоставления соответствующей информации и объяснений;
- утверждает план проведения внешнего управления имуществом должника;
- определяет размер вознаграждения арбитражному управляющему, который подлежит утверждению арбитражным судом;
- определяет предприятие, на которое возлагается обязанность внести денежные средства на депозитный счет арбитражного суда в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
- выполняет другие функции, предусмотренные Законом, и приглашает на проведение собраний представителей трудового коллектива предприятия-должника.
Собрание кредиторов вправе вносить изменения в утвержденный план
проведения управления имуществом должника и предложения по его
реализации, которые после утверждения их арбитражным судом должны
приниматься арбитражным управляющим к исполнению.