3.4. Принципы управления
3.4. Принципы управления
Принцип управления - это свод определенных правил, нормативных актов, которые регулируют поведение работника в процесе управления производством и людьми в конкретных экономических и социальных условиях. Принципы должны функционировать и отвечать требованиям законов об управлении, которые их порождают.
Помимо общих принципов управления в практике широко используются так называемые специальные принципы. К их числу можно отнести:
- структурно-функциональные;
- децентрализации оперативных полномочий;
- линейно-функциональные;
- организации принятия решений;
- организации управления персоналом;
- обеспечение служебного роста и т.д.
К числу наиболее эффективных принципов можно по праву отнести принципы, которые применяются в одной из перспективных фирм США (IBM).
- Глубокое убеждение в совместных этических ценностях (что ведет к постановке целей, соответствующих требуемому подходу к делу).
- Политика полной занятости (пожизненный наем).
- Обогащение работ.
- Личные стимулы к труду.
- Неспециализированная карьера. Идея привлечения работника к одной или нескольким весьма различным видам деятельности на протяжении его карьеры.
- Личное (на основе консенсуса) участие работника в принятии решений.
- Неявный (т.е. на основе количественных показателей) контроль.
- Выращивание сильной культуры.
- Удовлетворение всех потребностей работников.
- Сильная (официально провозглашенная) вера в индивидуализм (уважение к человеку).
- Кадровая политика, позволяющая исповедовать принятые компанией убеждения.
- Единый статус для всех работников (причем статус работника совершенно не связан с его положением на служебной лестнице).
- Привлечение на работу специалистов высшей квалификации.
- Расширенная подготовка, особенно высших управляющих.
- Максимальное делегирование полномочий работникам.
- Намеренное затруднение деятельности линейных руководителей.
- Поощрение несогласия.
- Развитие горизонтальных связей.
- Институализация изменений. Теперь в IBM реорганизации просто следуют одна за другой, что не дает вполне развившимся бюрократическим структурам основательно закрепиться.