10.2. Критерии оценки эффективности в системе контроля

Оценка эффективности системы контроля направлена на достижение управленческих целей, поставленных предприятиями, и производится по следующим фазам:

Стратегический контроль осуществляется исходя из разработанной предприятием концепции на перспективу и является достаточно сложным по отношению к предприятию и может применяться к отдельным стратегическим областям деятельности.

Контроль с ориентацией на результаты. Суть этого вида контроля состоит в том, чтобы своевременно реагировать на решение стоящих перед предприятием задач на основе собранной информации и действующих стандартов по всем функциям управления с целью принятия конкретных действий.

Контроль на соответствие делу. Данный вид контроля нацелен на объективную оценку и измерение наиболее важных действий менеджера по отдельным областям его деятельности.

Регулярность и своевременность контроля. Данный вид контроля может быть эффективным при условии, что он проводится регулярно, а главное - своевременно, в зависимости от явлений, происходящих в управлении предприятием. Основной задачей контроля является устранение возникших частных проблем, прежде чем возникнут более серьезные проблемы общего характера.

Гибкость контроля. Данный вид контроля может осуществляться применительно к происходящим в управлении реальным изменениям.

Простота контроля. Каждый из рассмотренных видов контроля должен быть максимально простым, так как простейшие методы контроля требуют меньших усилий по количеству привлекаемых специалистов для проведения контроля, а следовательно, более экономичны по затратам.

Для эффективного контроля в структурном подразделении разрабатываются свои системы контроля применительно к целям и задачам, решаемым предприятием с учетом специфики его функционирования.

Системы, разработанные на предприятии, характери-зуются применением чисто своих методов и способов контроля. Система контроля управления производством на предприятии разрабатывается таким образом, чтобы обеспечить оптимальный ритм производства продукции, ее сбыта, правильного формирования запасов сырья, готовых изделий незавершенного производства.

Однако контроль затрагивает не только производственный процесс, но всю другую многообразную деятельность предприятия:

  1. информационную систему, включающую в себя создание вычислительного сектора или сети персональных компьютеров, программное обеспечение;
  2. финансы и бухгалтерский учет (дебиторы, кредиторы, учет основных средств производства, налоги, страховка, правовые вопросы и т.д.);
  3. внутренние расчеты по предприятию (расчет расходов и стоимость, выручка, рентабельность, анализ отклонений);
  4. планирование и доклады (бюджет, отчеты, статистика, капитальные вложения, анализ отклонений, контроль плановых целей и их результатов).

Cуществует множество других методических подходов к организации контроля. Так, Дж. О'Шонесси со ссылкой на Ньюмэна предлагает три категории систем контроля:

  1. системы следящего контроля. Они близки системам с открытым контуром тем, что на основании некоторого нормативного прогноза - в том случае, если существует вероятность отклонения предсказанных результатов от цели или нормы, - предпринимается корректирующее действие;
  2. контроль "да/нет". Здесь для того чтобы приступить к работе на следующем этапе, необходимо одобрение работы, выполненной на предыдущем этапе, которое зависит от результатов контрольной проверки;
  3. система контроля по результатам. Заканчивается работа, действие, цикл и т.д., и результаты сравниваются с установленными нормами. Особое место в системе контроля занимает следящий метод контроля, который зиждется на определении:
  4. перечня результатов, которые желательно получить;
  5. нормативных прогнозов или предсказаний результатов путем экстраполяции современного состояния с целью выяснить достижимость желательных результатов;
  6. набора индикаторов обратной связи для слежения за развитием процесса. Ньюмэн особо отмечает необходимость использования набора индикаторов, связанную с тем, что один индикатор может недостаточно полно охарактеризовать создавшуюся ситуацию или слишком поздно поднять тревогу;
  7. норм по всем интересующим характеристикам;
  8. соответствующего информационного потока;
  9. оценки результатов и осуществлении корректирующего действия.

Наглядным примером эффективного контроля может служить система контроля управления качеством продукции, широко используемая фирмами Японии.

Повышение качества продукции в Японии - слагаемое усилий менеджеров, конструкторов, технологов, мастеров и рабочих, где менеджеры верхнего уровня управления обеспечивают действенное моральное и материальное поощрение за высокое качество продукции и комфортный морально-психологический климат. Конструкторы и технологи отвечают за использование лучшего мирового опыта, надежных конструкций, высокоточное и надежное оборудование, автоматизацию диагностики при изготовлении продукции. Мастера участвуют в повышении качества продукции за счет применения новых форм организации труда и права принимать самостоятельные решения, вплоть до остановки конвейера. Рабочие - за счет участия в работе "кружков качества" (Япония и ряд других стран). "Кружок качества" - одно из проявлений японского подхода к управлению. В основе деятельности кружков лежат следующие 10 принципов:

Успешное осуществление функций контроля за принятым решением практически невозможно успешно реализовать, если для этого не будут созданы необходимые предпосылки на стадии подготовки конкретного решения. В самом решении должно быть предусмотрено, что надо делать, как и в какое время, какими методами оно будет выполнено и кто ответствен за его выполнение.

Первым этапом реализации управленческого решения является серьезная организаторская работа, которая должна предусматривать:

Система контроля не может функционировать изолированно, она прежде всего направлена на осуществление выполнения конкретных функций управления (планирование, производство, маркетинговая деятельность) и должно предусматривать интеграцию всех видов контроля. Интеграция контроля, например в области планирования, приведена на рисунке 10.1.

Рис.10.1. Интеграция планирования и управленческого контроля


На начало Далее Назад