Рекламе в стратегии маркетинга принадлежит особое место. Все то, что обычно связывается с понятием "реклама"- яркие, красочные буклеты, фотографии, первоклассная бумага и захватывающие тексты, - это видимая сторона рекламной деятельности, которая является средством достижения определенной цели. Цель эта - психологическое воздействие на сознание или даже на подсознание покупателя, заставляющее людей думать о товаре.
Предполагается, что в своем отношении к товару покупатель проходит пять стадий.
Неосведомленный покупатель, который ничего не знает о товаре, а потому и не испытывает желания его приобрести, он может даже считать этот товар ненужным.
Осведомленный покупатель. Он знает только то, что товар существует, но не знаком с его потребительскими свойствами.
Понимающий покупатель. Он имеет представление о достоинствах товара, его функциях и удовлетворяемых им потребностях, но не уверен, что он превосходит конкурентные товары.
Убежденный покупатель, который осознал преимущество предлагаемого товара, но по каким-то причинам (финансовые затруднения, сезонность потребления) еще не покупает его.
Действующий покупатель, он приобретает товар и использует его.
Хотя эта классификация условна, она тем не менее позволяет определить вид рекламного воздействия, а также тип аргументации в каждом конкретном случае.
Организация рекламной работы на предприятии начинается с разработки многопрофильного плана и самой рекламной политики по направлениям деятельности предприятия в этой области:
После завершения разработки комплексного плана рекламной политики предприятия осуществляется их детализация в зависимости от выбранного направления действий. Как и в любой сфере деятельности уточняются цели рекламного воздействия.
Рекламные цели
Формы распространения рекламы
Прямая реклама: по почте ("директ мейл"); лично вручаемые рекламные материалы, информационные письма, листовки и т.д.
Реклама в прессе: в газетах; в журналах общего назначения; в специальных (отраслевых) журналах.
Печатная реклама: проспекты; каталоги; буклеты; плакаты; листовки, открытки, календари и другие виды печатной продукции.
Экранная реклама: кино; телевидение; слайд-проекция; полиэкран.
Наружная реклама: крупногабаритные плакаты (склеенные из листов малого размера или нарисованные художником на большом планшете); мультивизионные плакаты (три или четыре изображения на гранях трех- или четырехгранных призм, синхронно вращаемых электродвигателем); электрифицированное (газосветное) панно с неподвижными или бегущими надписями; пространственные конструкции для размещения плакатов малого (обычного) размера в нескольких плоскостях; свободно стоящие витрины с товарами.
Реклама на транспорте: надписи на наружных плоскостях транспортных средств; печатные объявления, размещаемые в салонах транспортных средств; витрины с товарами на вокзалах, в аэропортах и иных помещениях (терминалах, станциях).
Используя перечисленные виды рекламы, предприятие осуществляет свою рекламную политику путем выбора каналов воздействия на покупателя: