Экономическая политика представляет собой механизм, включающий в себя
цели, задачи, методы и средства, инструментарий ее осуществления для
достижения высоких социально-экономических результатов. Но
экономическая политика может разрабатываться только при наличии
экономической теории. Есть ли у нас своя экономическая теория и
концепция развития? Ответить однозначно на поставленные вопросы весьма
затруднительно. Во всяком случае, длительная дискуссия о путях
развития экономической реформы как в теоретическом, так и в
практическом аспектах не внесла существенных сдвигов к лучшему в нашем
сознании и реальной практике. Спрашивается: почему? Да, очевидно,
потому, что большинство наших сограждан пока еще не могут четко
осознать такое понятие, как "переходной период". От чего и к чему мы
переходим? То мы строили "светлое будущее", то перестраивались", а
теперь вот "переходим", правда, теоретически это пока не доказано, от
социализма к капитализму. Из-за отсутствия экономической теории наш
переход носит стихийный характер. Напрашивается вопрос: а будет ли она
в ближайшие годы разработана? И нужно ли ее разрабатывать? Ведь в
странах с развитыми рыночными отношениями она давно и успешно
реализуется на практике. Именно опираясь на теоретические разработки
ученых, начиная с Адама Смита, развиваются, и довольно успешно,
рыночные отношения в США, Великобритании, Германии, Финляндии, Японии
и других странах мира. Поэтому практическое использование этих теорий
применительно к нашей действительности не вызывает сомнений, правда, с
учетом специфики российского менталитета.
Еще раз хочется напомнить, что я не берусь судить об эффективности той
или иной экономической теории. Все зависит от квалификации кадров и
методов управления экономикой. Об этом свидетельствуют такие факты. В
мире более 200 стран, которые развиваются по рыночным законам, но лишь
20-25 достигли на этом поприще ощутимых результатов. А остальные...?
И все-таки, если Россия будет придерживаться экономической теории
капитализма, в чем пока не приходится сомневаться, то появляется
объективная необходимость разработки механизма управления
социально-рыночным хозяйством страны или отдельного региона. Каким он
должен быть? По нашему мнению, он должен включать в себя: разработку
экономической стратегии и концепции; цель и средства развития
социально-экономических хозяйств; определение органов управления,
ответственных за экономическую политику; определение роли государства
в развитии рыночных отношений; избрание господствующих направлений
экономического развития; формирование денежно-валютной и
бюджетно-кредитной политики; определение структурной политики;
формирование внешнеэкономической политики.
Ориентируясь на приведенную выше структуру элементов
социально-рыночного хозяйства, попытаемся очень кратко раскрыть
механизм их действия, положительные и отрицательные аспекты
функционирования рыночного механизма.
К сожалению, у нас пока нет четко разработанной концепции управления
социально-рыночным хозяйством. Высшие органы управления пока не
разработали и соответствующих моделей управления социально-рыночным
хозяйством. Отсутствие концепции и разновидностей моделей управления
не способствуют разрешению постоянно возникающих кризисных проблем как
в самом обществе, так и в рамках отдельных коллективов предприятий, о
чем свидетельствуют реальные процессы. Именно научно разработанная
концепция должна способствовать преодолению кризиса между пониманием
неизбежности происходящих экономических процессов и экономического
порядка, направленными на формирование рыночного хозяйства,
т.е. экономическая концепция должна быть направлена на свободное и
экономически эффективное, стабильное, социально - справедливое
устройство экономики и общественных интересов.
Успешному управлению социально-рыночным хозяйством мешает множество
пока нерешенных проблем, таких как жесткая структура факторов
производства, отсутствие конкуренции, ценовой хаос, сверхдирективное
регулирование со стороны государства, неконвертируемость валюты. Такая
ситуация привела к кризису всей системы с верхних эшелонов управления
до нижних.
Несмотря на то, что у правительства России нет экономической теории,
вместе с тем цели социально-экономической политики России все-таки
имеются, хотя они носят декларативный характер. Это:
- повышение благосостояния народа, доступность для большинства
населения широкого круга благ, предоставляемых мировой цивилизацией,
уверенность людей в завтрашнем дне на основе обладания собственностью
и достаточного уровня социальных гарантий;
- обеспечение прав и свобод граждан, завершение формирования
гражданского общества, правового демократического государства,
гарантий самоопределения и равноправия народов, целостности России;
- процветание отечественной науки и культуры, сохранение природы,
лучших традиций народов нашей страны, нравственности и духовности;
- упрочение экономических и политических позиций России в мировом
сообществе.
Однако цели эти в большей степени политические, а не экономические,
что еще раз подтверждает их декларативность.
Если говорить о цели, то, в сущности, для любого общества она состоит
в том, чтобы за счет внедрения эффективных методов управления
экономикой получить максимум результатов, способствующих повышению
качества жизни трудящихся.
Достижение глобальной цели предполагает практическую реализацию других
целей:
- экономический рост Российского государства;
- экономическая эффективность всей иерархии управления;
- экономическая свобода сверху донизу;
- экономическая обеспеченность каждого предприятия и каждого жителя
страны;
- полная занятость населения страны;
- стабильный уровень цен в масштабе страны и регионов;
- справедливое распределение доходов.
Формирование социально-рыночного хозяйства и управление им неизбежно
приводят к необходимости децентрализации управления, к сокращению
директивных органов управления. Однако у нас децентрализация
управления осуществляется с большими трудностями. Более того,
разрушение административной системы не привело к сокращению
директивных органов управления, так как сменились лишь вывески
(министерство на ассоциации, концерны и т.д.). Критический взгляд на
децентрализацию органов управления не означает, что органы,
ответственные за успешное функционирование социально-рыночного
хозяйства, должны сохранять роль наблюдателей. В их функции, по нашему
мнению, должны входить вопросы координации экономической политики
между государственными и негосударственными предприятиями и
организациями, профессиональной подготовки кадров, финансирование
экономической системы, занятости населения, образования. Более того,
децентрализация не способствовала сокращению численности аппарата
управления, но привела к его значительному росту, примерно в 8 раз.
Рассуждая по принципу "от общего к частному", нельзя обойти роль
государства в создании социально-рыночного хозяйства. Известно, что
экономическая роль государства сводится к выполнению трех функций -
это обеспечение эффективности, справедливости и стабильности.
Задачи государства в этой области сводятся к созданию надежного
правопорядка, обеспечению внутренней и внешней безопасности,
стабильного валютного порядка, разработке инфраструктур, к обеспечению
конкуренции, социальных гарантия, формированию налоговой политики.
Государство должно проводить свою экономическую политику, применяя
определенные конституирующие и регулирующие принципы, которые в свое
время успешно применялись финансово-промышленными группами (ФПГ).
Конституирующие принципы:
- применение эффективной системы ценообразования;
- достижение стабильности валюты;
- развитие частной собственности;
- обеспечение постоянства экономической политики;
- обеспечение полной ответственности экономических субъектов за свои
решения.
Регулирующие принципы:
- государственный контроль за монопольной политикой;
- дифференциация распределения доходов;
- выполнение требований по охране труда;
- регулирование уровня заработной платы.
А как должна выглядеть система управления экономикой? Система
управления предполагает наличие определенного экономического порядка,
состоящего из процедур выработки определенных форм и
элементов. Условно экономический механизм управления можно
подразделить на четыре блока и составляющие их элементы, каждый из
этих блоков предусматривает как централизованное управление, так и
управление с учетом развития разных организационно-правовых форм
предприятий (рис. 1.1).
Ни один социально-рыночный механизм не будет успешно функционировать,
если не будет достигнута цель создания собственного мотивационного
механизма, воздействующего на повышение жизненного уровня народа.
Э к о н о м и ч е с к и й   м е х а н и з м |
| "> | Система планирования и управления
|
| "> | Централизованное регулирование |
|
---|
"> | Децентрализованное регулирование |
|
"> | | "> |
|
"> | Государственная собственность |
|
"> | Кооперативная собственность |
|
"> | Методы учета результата деятельности
|
| "> |
|
"> | Результат выполнения плана |
|
"> | | "> |
|
"> | Государственное установление цен |
|
Рис. 1.1. Формы и элементы функционирования
экономического механизма