Эффективность управления зависит, как об этом нами неоднократно говорилось, от многих факторов и, естественно, не в последнюю очередь от стиля руководства и культуры менеджера. Стиль управления можно представить как совокупность методов, подходов, применяемых менеджерами в системе управления своими подчиненными при выполнении своих функциональных обязанностей.
Стиль управления совершенствуется под воздействием культуры управления, целей и методов, применяемых на практике. В условиях развития рыночных отношений, внедрения новых методов хозяйствования, развития многообразия форм собственности кардинально меняется и стиль управления. Характерными признаками конкретного стиля управления являются гибкость, тактичность, правдивость, справедливость, требовательность, забота о подчиненных.
В свою очередь, культура управления производством определяется степенью совершенства во всех областях производственно-экономической, коммерческой деятельности, социальной сфере, морально-психологического климата коллектива. Культура управления проявляется в этике работы, стремлении выполнить ее качественно и красиво. Повышение культуры управления зависит также от приобретения научных знаний, своевременного использования опыта и культуры управления в передовых странах.
Известно, что стиль в управлении есть метод реализации на практике сложнейших социально-экономических и психологических аспектов. Стиль управления есть форма проявления действующей структуры управления он складывается в процессе взаимоотношений менеджеров со своими подчиненными. Это означает, что каждый работник действующей структуры управления может оказывать свое влияние на выработку стиля управления. В свою очередь, стиль управления, выработанный коллективом, оказывает обратное влияние и воздействует на каждого работника в отдельности.
Степень взаимного проникновения и влияния принятого на "вооружение" стиля руководства зависит от специфики производственных и социально-психологических условий.
Социально-психологические аспекты управления направлены на разработку и изучение социально-психологических закономернойстей поведения работника в процессе труда, его личностных характеристик, творческих способностей, мотивационных факторов, личных потребностей с целью выявления потенциальных возможностей, видимых и скрытых резервов. Поэтому деятельность менеджеров всех уровней управления должна быть направлена на создание здорового морально-психологического климата, комфортных условий труда для достижения поставленной цели предприятием, его структурными подразделениями и лично каждым работником.
Предметом детального изучения в первую очередь должны стать социально-психологические проблемы, связанные с формированием формальных и неформальных групп в коллективе, механизм взаимоотношений в иерархии управления (по вертикали и горизонтали), отношения между менеджерами.
От руководителя любого уровня, от стиля его руководства по управлению людьми во многом зависят эффективность и производительность труда не только отдельного работника, но и всего коллектива в целом. Следовательно, от руководителя, от типа его поведения, умения вести за собой малые или большие группы людей зависит достижение как промежуточных (краткосрочных), так и долгосрочных целей.
Руководитель любого уровня управления для того, чтобы быть
лидером, должен обладать набором личных качеств, которые не
вписываются в какую-то одну модель, но он непременно должен
владеть определенным уровнем интеллекта и знаний, честности и
инициативы, социально-экономическим образованием, эффективным
стилем мышления (табл. 8.1).
Харак- тери- стика | Стили | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Синтезатор | Идеалист | Прагматик | Аналитик | Реалист | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Х а р а к т е р н ы е о с о б е н н о с т и | Интегративный подход | Ассимилятивный или холистский подход | Эклектический подход | Формально-логический дедуктивный подход | Эмпирический индуктивный подход
Ищет сходство во внешне несходных, несовместимых вещах | Приветствует широкий
диапазон мнений | "Годится все, что работает. Что-нибудь да сработает" | Ищет "самый
лучший способ" | Полагается на факты и мнения экспертов
| Стремится к конфликту и синтезу | Целеустремленность
к идеальным решениям | Ищет кратчайший путь к получению
отдачи, прибыли | Предпочитает модели и формулы
| Нацелен на решения, которые удовлетворяют текущие потребности
| Проявляет интерес к изменениям | Проявляет интерес к человеческим
ценностям | Проявляет интерес к инновациям | Проявляет интерес к
"научным" решениям | Интересуется исключительно конкретными результатами
| Теоретизирующий | Рецептивный | Адаптивный | Пресктиптивный | Корректирующий
| Безразличен к данным интерпретации | Одинаково ценит конкретные данные
и теорию | Ценит любые данные или теорию, если они позволяют быстрее достичь цели
| Отдает предпочтение теории и методу перед данными | Отдает предпочтение
фактам перед теорией
| Д | о с т о и н с т в а Сконцентрирован на основополагающих допущениях и положениях | Сконцентрирован
на процессе, взаимоотношениях | Сконцентрирован на отдаче, прибыли от вложений | Сконцентрирован
на плане и методе | Сконцентрирован на фактах и результатах
| Обращает внимание других на концептуальные, теоретические
аспекты дела | Обращает внимание других на человеческие ценности,
мотивы и стремления | Обращает внимание других на вопросы тактики и
стратегии | Обращает внимание других на данные и конкретные
детали | Обращает внимание других на реальное положение дел и ресурсы
| Лучше других действует в ситуациях напряженной дискуссии,
спора | Лучше других - в неструктурированных, не поддающихся
рациональному прогнозу ситуациях, затрагивающих жизненные ценности и
чувства | Лучше других - в сложных, развивающихся под влиянием
обстоятельств и случая ситуациях | Лучше других - в
структурированных, поддающихся просчитыванию ситуациях | Лучше других
действует в хорошо определенных ситуациях с ясной целью
| Обеспечивает в группе дискуссию и творчество | Обеспечивает
широкий спектр взглядов, цели и нормы | Обеспечивает эксперимент и
инновации | Обеспечивает стабильность и структуру | Обеспечивает
побуждение, порыв и энергетический заряд, импульс
| Н | е д о с т а т к и Может:
| Проявлять безразличие к достижению согласия | Проигнорировать
или забраковать "тяжелые", неприятные данные | Проявлять безразличие
к долгосрочным аспектам дела | Проявлять безразличие к человеческим
ценностям и внутреннему миру личности | Проигнорировать расхождения
во мнениях
| Излишне стремиться к столкновениям и конфликту | Затрагивать
решение при достаточно большом выборе вариантов | Слишком поспешно
добиваться отдачи от вложений | Грешить излишне подробным
планированием и анализом | Излишне упрощать действия
| Излишне настойчиво добиваться изменений и новизны ("перемены
ради перемен") | Проявлять излишнюю настойчивость в стемлении к
"совершенным, безупречным решениям" | Переусердствовать в погоне за
выгодой | Слишком упорно добиваться предсказуемости | Оказыветь
излишнее давление для достижения согласия и немедленного ответа
| Чрезмерно увлекаться теоретизированием | Просмотреть важные
детали | Излишне полагаться на то, что "продается" (имеет
спрос) | Проявлять негибкость, сверхосторожность | Переоценить
полученные факты и оказаться у них в плену
| Казаться другим необязательным, безответственным | Казаться
излишне сентиментальным | Казаться другим слишком легко идущим на
компромисс | Казаться склонным к поляризованному
"черно-белому"мышлению | Казаться другим ориентированным только на
результат
| |
Все менеджеры подразделяются на автократов и демократов. Отличительные особенности руководителей-автократов состоят в том, что автократы, как правило, обладают большой властью и навязывают своим подчиненным свою волю, изначально полагая, что люди не всегда стремятся к интенсивному труду, всячески избегают ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили, это во-первых. И, во-вторых, люди ищут социальной защищенности, поэтому они достаточно безболезненно воспринимают жесткие меры принуждения к работе.
При автократическом стиле руководства автократ максимально стремится к централизации управления и практически не оставляет свободы действий своим подчиненным.