Наши рыночные отношения вообще во многом определяют состояние
потребительского рынка, спроса и предложения. И здесь опять приходится
констатировать, что потребительский рынок в крае предельно
разбалансирован, находится в кризисном состоянии, и тенденции его
ухудшения нарастают. Под воздействием либерализации цен падает объем
производства, нарастают инфляционные процессы. Все перечисленные
недостатки рынка создают условия для гиперинфляции. Как видим,
ситуация очень сложная. И дать рекомендации по улучшению состояния
достаточно трудно, так как, в сущности, все сказанное в данной теме и
направленно на стабилизацию потребительского рынка. Вместе с тем
становятся очевидными такие мероприятия по его стабилизации: устранить
неравномерность роста цен и заработной платы путем введения
индексации; строго выдерживать уровень потребительской корзины;
ускорить темпы конверсионных процессов; требовать дотации от
государства; совершенствовать систему налогообложения и т.д. Но это,
как говорится, только направления формирования потребительского
рынка. А они не раскрывают механизма его функционирования.
Разбалансированность потребительского рынка Алтая можно подтвердить
такими фактами. Выпуск товаров народного потребления снизился,
ориентировочно, на 10-15%, продовольственных товаров на 16-20%,
сократилось производство таких товаров, как обувь, трикотажные
изделия, посуда, игрушки, мясо, колбасные изделия, сокращается
поставка непродовольственных товаров из других регионов, почти на 1/3
сокращены платные услуги населению. Короче, трудно найти пример,
отражающий положительные тенденции формирования потребительского
рынка.