Во многих странах, которые придерживались и придерживаются рыночной ориентации, приняты "Законы о конкуренции", которые предполагают наличие специальных органов по управлению конкуренцией. В этих целях создаются комитеты по вопросам конкуренции, с определением четких функциональных обязанностей. Например, в Финляндии совет по вопросам конкуренции рассматривает и решает вопросы, связанные с вредными последствиями ограничения конкуренции.
В развитие закона о конкуренции в ряде стран действует закон об ограничении конкуренции. Такие законы принимаются для защиты здоровой и действенной конкуренции. К категории предпринимателей относятся физические, частные и юридические лица, которые профессиональным образом осуществляют свою деятельность.
Имеющими доминирующее положение на рынке сбыта считаются такой предприниматель или ассоциация предпринимателей, которые во всей стране или какой-либо ее части имеют монопольное или иное доминирующее положение по спросу или предложению какого-либо предмета потребления.
Считается, что ограничение конкуренции имеет вредные последствия, если оно, с точки зрения здоровой и действующей конкуренции, не должным образом:
- влияет на образование цен;
- снижает и склонно снижать эффективность экономической жизни;
- препятствует или вредит деятельности другого предпринимателя;
- приводит к злоупотреблению положением на рынке;
- противоречит международной договоренности.
Злоупотреблением преобладающим положением на рынке считается, в частности, воздержание от деловых общений без основанного на то повода, применение условий, ограничивающих свободу действия клиента и не совпадающих с хорошей деловой практикой, применение неумеренной и очевидно нацеленной на ограничение конкуренции практики определения цен, а также пользование преобладающим положением на рынке для ограничения производства или реализации других предметов потребления.
Закон об ограничении конкуренции предусматривает:
- устранение отрицательных явлений, связанных с ограничением конкуренции;
- исключение неправильного использования монопольного положения на рынке;
- расширение прав ведомства по делам конкуренции;
- создание совета по делам конкуренции;
- исключение превышения устанавливаемых цен.
В ряде стран (Швеция, Дания, Финляндия и др.) приняли законы о запрещении повышения цен, которые введены для обеспечения возможности уменьшить нарушения в динамике цен и расходов при значительном колебании валютных курсов, существенном для повышения уровня цен и расходов на международном рынке и серьезном расстройстве народного хозяйства страны. Таким образом, если предприниматель нарушает названный законы, то к нему предъявляются санкции экономического и правового характера. Так, например:
- запретить предпринимателю или ассоциации предпринимателей применять договоренность или иную ограничивающую конкуренцию согласованную практику;
- обязать предпринимателя поставлять предметы потребления другому предпринимателю на условиях, соответствующих тем, на которых он предлагал их другим, находящимся в аналогичном положении;
- приостановить деятельность, если имеющий доминирующее положение предприниматель или ассоциация предпринимателей назначают предмету потребления цены, вознаграждения, основа определения которых стали неумеренными или в силу их чрезмерно низкого уровня существенно искажающими условия конкуренции.
Более того, тот, кто умышленно нарушает положение закона, должен быть приговорен за преступное ограничение конкуренции либо к штрафу, либо к лишению свободы не более чем на один год.
Тот, кто не исполняет предусмотренной обязанности извещения или передачи сведений, предъявления документов или же умышленно передает ведомству по вопросам конкуренции несостоятельные сведения, должен, если иным законодательством не предусмотрено более строгое наказание, быть приговорен к штрафу или к лишению свободы не более чем на 6 месяцев.
Тот, кто умышленно нарушает запрет, подвергается за нарушение обязанности хранить тайну к штрафу или лишению свободы не более чем на 6 месяцев.