Придерживаясь закона Паркинсона, можно сказать: "чиновники аппарата управления множат себе подчиненных, но не соперников, не задумываясь о профессиональном и качественном составе кадров".
Лишь бы было кем управлять. А результативность - налицо: объемы производства неуклонно падают. Да иначе и быть не должно, как говорил классик, сапоги должен тачать сапожник, а пироги печи пирожник. И будет беда, если все будет наоборот.
А отсюда вывод. Управлять экономикой и рыночным хозяйством могут только профессионалы. Кадровый состав органов управление рынком по своему квалификационно-профессиональному уровню не выдерживает, с нашей точки зрения, никакой критики. Квалифицированные кадры покинули эти органы в силу сложившихся объективных причин, а новые попросту не готовы к проведению серьезных мероприятий в области совершенствования рыночных отношений.
Следовательно, если в силу сложившихся обстоятельств выявилась такая ситуация, то "штурманы экономики", подчеркиваю, не стесняясь, должны пройти переподготовку, причем на строго плановой основе и в короткий промежуток времени. Нельзя допустить такой ситуации, когда руководителем банка будет не экономист-финансист, а, допустим, историк по образованию, а деканом исторического факультета - бухгалтер-аудитор.
Не претендуя на полноту освещения всех проблем в развитии экономики России и Алтайского края, да это практически сделать невозможно, попытаюсь в заключение высказать еще ряд предложений. Все перечисленные элементы управления социально-рыночным механизмом приемлемы для любого уровня развития экономики. Вместе с тем, в зависимости от специфики развития региона, количество рассмотренных элементов может быть расширено или сужено, а отдельные элементы этого механизма могут остаться за границей рассмотрения.
Главным фактором становления рыночного механизма является стабильная экономика, неуклонный рост объема производства, насыщенность товарами. Только при таких условиях можно переходить к рынку в условиях "паралича" в производстве, управлении, финансовой системе. Отсюда вывод, что первостепенной задачей стабилизации рынка является установление кооперационных связей между предприятиями всех форм собственности, снабжение материальными ресурсами и готовой продукцией. Но для этого нужны руководители самой высокой квалификации, владеющие методами управления рыночным механизмом, которых пока недостаточно. Кадры для рыночной экономики надо готовить со школьной скамьи по принципу: школа-лицей-колледж-университет.
На макроуровне важны следующие направления действия государства:
Эффективное воплощение в реальные процессы отмеченных выше направлений может быть достигнуто путем:
К основным условиям формирования эффективных рыночных отношений можно отнести следующие направления деятельности: разгосударствление, приватизация, демонополизация, структурные преобразования, конверсия ВПК, гибкость организационно-экономических форм, рациональные схемы конвертируемости валюты, оптимальный таможенный режим и т.д.
Ниже приведены результаты социологического опроса
инженерно-управленческих работников (ИУР) предприятий России и КНР,
которые проведены по совместному проекту российских и китайских ученых
в начале 1996 г. Результаты социологического опроса об эффективности,
проводимых реформ в Китае и России изложены в таблицах 1.1,
1.2, 1.3,
1.4 и дают основу для более глубокого осмысления процессов,
происходящих в экономики России и КНР. Название предприятий
участвующих в исследовании (Алтайский завод агрегатов (АЗАО
"Барнаульский станкостроительный завод" (БСЗ), АО "Алтайсельмаш"
(АСМ), Шеньянский приборостроительный завод (ШПЗ), Шиньянский
тракторный завод (ШТЗ).
Таблица 1.1.
Мнение ИУР относительно реформ, происходящих в КНР и РФ (в процентах)
Высказанное мнение | Предприятие | ||||
---|---|---|---|---|---|
АЗА | АО БСЗ | АО АСМ | ШПЗ | ШТЗ | |
Реформирование вызвано объективными условиями | 36,60 | 40,90 | 53,20 | 96,60 | 96,70 |
Не вижу в реформировании особой необходимости | 60,10 | 27,20 | 23,50 | - | - |
Мне эти процессы безразличны | 3,30 | - | 4,20 | 4,00 | - |
Затрудняюсь ответить | - | 31,90 | 19,10 | - | 3,30 |
Таблица 1.2.
Результаты работы за годы реформирования (в процентах)
Вариант ответа | Предприятие | ||||
---|---|---|---|---|---|
АЗА | АО БСЗ | АО АСМ | ШПЗ | ШТЗ | |
Достигнуты значительные успехи | - | - | 4,30 | 92,00 | 25,80 |
Достигнуты определенные успехи | - | 13,70 | 21,20 | 4,00 | 58,10 |
Положение ухудшилось | 96,60 | 77,30 | 63,80 | - | - |
Затрудняюсь ответить | 3,40 | 9,00 | 10,70 | 4,00 | 16,10 |
Таблица 1.3.
Оценка итогов перестройки на предприятиях (в процентах)
Вариант ответа | Предприятие | ||||
---|---|---|---|---|---|
АЗА | АО БСЗ | АО АСМ | ШПЗ | ШТЗ | |
Перестройка идет весьма активно | - | - | 65,96 | 60,00 | 6,40 |
Результаты перестройки пока неизвестны | 16,60 | 27,40 | 19,15 | 36,00 | 83,80 |
Реально к перестройке пока не приступили | 63,30 | 36,30 | - | - | 3,30 |
Нет ответа | 20,10 | 36,30 | 15,00 | 4,00 | 6,50 |
Вариант ответа | Предприятие | ||||
---|---|---|---|---|---|
АЗА | АО БСЗ | АО АСМ | ШПЗ | ШТЗ | |
В лучшую сторону | 10,10 | 20,70 | 21,20 | 28,00 | 74,20 |
В худшую сторону | 36,60 | 9,20 | 10,60 | - | - |
Затрудняюсь ответить | 53,30 | 70,10 | 68,20 | 72,00 | 25,80 |