3.4. Принципы управления

Принцип управления - это свод определенных правил, нормативных актов, которые регулируют поведение работника в процесе управления производством и людьми в конкретных экономических и социальных условиях. Принципы должны функционировать и отвечать требованиям законов об управлении, которые их порождают.

Помимо общих принципов управления в практике широко используются так называемые специальные принципы. К их числу можно отнести: К числу наиболее эффективных принципов можно по праву отнести принципы, которые применяются в одной из перспективных фирм США (IBM).
  1. Глубокое убеждение в совместных этических ценностях (что ведет к постановке целей, соответствующих требуемому подходу к делу).
  2. Политика полной занятости (пожизненный наем).
  3. Обогащение работ.
  4. Личные стимулы к труду.
  5. Неспециализированная карьера. Идея привлечения работника к одной или нескольким весьма различным видам деятельности на протяжении его карьеры.
  6. Личное (на основе консенсуса) участие работника в принятии решений.
  7. Неявный (т.е. на основе количественных показателей) контроль.
  8. Выращивание сильной культуры.
  9. Удовлетворение всех потребностей работников.
  10. Сильная (официально провозглашенная) вера в индивидуализм (уважение к человеку).
  11. Кадровая политика, позволяющая исповедовать принятые компанией убеждения.
  12. Единый статус для всех работников (причем статус работника совершенно не связан с его положением на служебной лестнице).
  13. Привлечение на работу специалистов высшей квалификации.
  14. Расширенная подготовка, особенно высших управляющих.
  15. Максимальное делегирование полномочий работникам.
  16. Намеренное затруднение деятельности линейных руководителей.
  17. Поощрение несогласия.
  18. Развитие горизонтальных связей.
  19. Институализация изменений. Теперь в IBM реорганизации просто следуют одна за другой, что не дает вполне развившимся бюрократическим структурам основательно закрепиться.

На начало Далее Назад