12.4. Особенности специальности "менеджер"

Менеджер - это специалист, имеющий высокий потенциал управленческой деятельности, реализуемый в различных видах работ и системе управления - руководитель, консультант, аналитик, проектировщик, исследователь, коммерческий деятель, антрепренер. Менеджер - это тип личности, который определяется специальной подготовкой, условиями работы (рыночная экономика), особенностями системы управления (цели, стимулы, контроль, организация и пр.) и индивидуальными качествами человека. Менеджеру присущи следующие черты: структура знаний, позволяющая свободно ориентироваться в разнообразных проблемах социально-экономического и организационно-технологического развития производства; экономическое мышление и широта взглядов; хозяйственная расчетливость, навыки аналитической оценки ситуации; предприимчивость и организованность; изобретательство и творчество в делах, инициативность и социальная активность.

В бюрократической системе не всякий руководитель является менеджером. Есть руководители исполнительской ориентации, малоинициативные и несамостоятельные, ограниченные в понимании проблем развития производства. Есть в системах управления специалисты и ответственные работники, которые не являются формальными руководителями, но по типу своей деятельности близки к понятию "менеджер" (см. модель экономиста-менеджера), структуру высшего образования и виды образования. (рис.12.1, 12.2).

Рис.12.1. Модель подготовки менеджера

Рис. 12.2. Образование менеджера: организация, качество, практическая ценность (Э.М.Коротков)

Модель специалиста типа "менеджер" можно представить в следующих параметрах:

  1. Мышление, которому присущи гибкость, восприимчивость нового, индивидуальность, творческий подход, аналитичность, способность оценивать явления не только с количественной, но и с качественной стороны.
  2. Структура знаний, позволяющих достаточно глубоко и объективно оценивать обстановку, понять содержание проблем, их истоки и особенности, позволяющая видеть многообразие проблем и их проявление, даватьмногогранную и всестороннюю оценку ситуации. Особое значение для менеджера имеют экономические знания. Менеджер - это человек экономической инициативы.
  3. Организаторские способности, которые проявляются в навыках распределить обязанности с учетом всех факторов (производственных и человеческих) совместной работы, установить реальные сроки выполнения работы, согласовать работу людей, объединив их общей целью, обеспечить необходимые условия работы.
  4. Коммуникативность - способность свободного общения, адаптации к определенной социально-психологической обстановке, умение понять человека и мотивы его поведения, его интересы.
  5. Предприимчивость, социальная и деловая активность. Эти качества человека можно проявлять и развивать в процессе образования. Формировать их в профессиональные навыки.

На начало Далее Назад