15.3.1. Виды планов и методы их разработки

Планирование маркетинга является важнейшим этапом и обязательным условием для всех видов деятельности. Именно в плане деятельности службы маркетинга наиболее конкретно определяются задачи, время производства видов продукции и ее сбыта.

Планы разрабатываются на короткий промежуток деятельности и на длительную перспективу. Перед их установкой разрабатываются цели, задачи службы маркетинга и методы их достижения. На отдельных предприятиях вместо текущих планов разрабатывается "Бизнес-план", который будет рассмотрен в разделе "Маркетинг и бизнес-планирование".

Из опыта планирования маркетинговой деятельности на разных предприятиях можно сделать вывод, что наибольшее распространение получили планы, разрабатываемые на короткий промежуток времени, допустим, сроком на 1 год. К тому же эти планы не унифицированы, и их разработка по содержанию определяется экономическими обстоятельствами и ситуациями, задачами в области маркетинга.

Содержание (структура) краткосрочного плана определяется его разработчиками, т. е. службой маркетинга.

Особое место в структуре маркетинга занимает стратегическое планирование, которое представляет собой набор методов и принципов, способствующих достижению поставленных целей.

Применение службой маркетинга стратегического планирования позволяет не только осуществлять на практике новые методы планирования и разрабатывать научно обоснованную стратегию решения, но и комплекс других проблем:

По мнению Ф. Котлера, преимущества маркетингового планирования заключаются в том, что планирование:

  1. побуждает руководителя перспективно мыслить;
  2. способствует более четкой координации усилий предприятия;
  3. ведет к установлению показателей деятельности для последующего контроля;
  4. позволяет четче определить задачи предприятия;
  5. создает предпосылки фирме быстрее реагировать на рыночные перемены;
  6. наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.

На начало Далее Назад