1.4.2. Управление ценами.

Из комплекса перечисленных мер, направленных на повышение жизненного уровня, остановлюсь лишь на системе управления ценообразованием. Почему цены в условиях рынка должны быть стабильными?

Выше мы отметили, что у нас ценообразование сегодня осуществляется стихийно и бесконтрольно со стороны органов управления ценообразованием. Либерализация цен при падении объемов производства и породила ценовой беспредел. Нарушается зависимость между спросом и предложением.

Глобальное управление социально-рыночными процессами предполагает наличие социально справедливой системы ценообразования, а точнее, обеспечение стабильного уровня цен. Стабилизация уровня цен достигается за счет независимости от государства банковской, а также финансовой системы и сбалансированности внешнеэкономических отношений. Как видим, все три фактора, влияющие на стабилизацию цен, в условиях реформ в России, не способствуют цивилизованному ценообразованию.

Многие руководители наших предприятий, пользуясь монопольным положением на "стихийном рынке", повышают цены на свою продукцию (обувь, ткани, трактора и др.), ошибочно полагая, что повысив цены в десять раз, они создадут комфортные условия для коллектива своего предприятия, забывая при этом, что завтра они будут вынуждены покупать ткани, станки, хлеб также по десятикратной цене. В условиях конкуренции такие действия не могут принести успеха. Более того, в странах с цивилизованными рыночными отношениями такому руководителю государство не позволило бы сделать такой шаг. Почему? Да лишь потому, что в ряде государств имеется закон о запрещении повышения цен.

Закон о запрещении повышения цен вводится в действие незамедлительно, если государство обнаруживает существенное повышение цен и серьезное расстройство в народном хозяйстве, приводящее к нарушению стабильности цен. Производителю товаров, продающему товары на внутреннем рынке, запрещают повышать цены. И ни один из предпринимателей не рискнет нарушить этот закон.

Попытаюсь показать стихийное ценообразование на конкретном примере. Например, любителям пива известно, что в любом "комке" или у бабушки пенсионерки, да и у молодого человека бутылку пива можно купить не дешевле 4000 руб., тогда как в магазине пивзавода она продается с учетом торговой наценки по 2700 руб. На каждой бутылке "коммерсант" имеет 1300 руб. чистой прибыли, которая из-за бессилия налоговой инспекции не облагается налогом. Естественно, вся прибыль остается у него.

Возможна ли такая ситуация в странах, где функционирует цивилизованный рынок, так как в соответствии с законами о торговле и запрещении повышения цен, коммерсант может реализовать товар, купленный у государства, не дороже чем на 5-7%. Если он нарушил эти условия, то он будет подвергнут 100-кратному от стоимости товара штрафу или привлечен к уголовной ответственности сроком от 6 месяцев до 1 года.

Наши коммерсанты устанавливают цены "дикими методами", да притом еще пытаются за счет рекламы убедить покупателя, что их цены ниже рыночных, правда, абсолютно не зная уровня рыночных цен и не осознавая, что это такое. В результате получатся, что товар реализуется, допустим, не ниже уровня рыночных цен, а на 50-70% дороже стоимости аналогичных товаров. Происходит обман покупателя через рекламу. Где же выход? И как должно происходить ценообразование? На этой стадии развития нашего общества, да и в будущем оно должно осуществляться двумя методами: путем государственного регулирования и свободного рыночного ценообразования.

А как на этот процесс смотрит российское правительство? У правительства, к сожалению, единственная позиция - дальнейшая либерализация! Дальнейший рост цен на уголь, нефть, газ, электроэнергию и тепловую энергию поставит наш народ и страну в исключительно трудное положение.


На начало Далее Назад