Мотивация в системе повышения квалификации УР преимущественно базируется на теории ожидания, которая предполагает наличие определенной цели у работника, решившего повысить свою квалификацию, и пути достижения этой цели в надежде на то, что чем выше будет его квалификация, тем быстрее будет осуществляться его профессиональный должностной рост и связанная с этим мотивация труда.
Любая модель мотивации вообще и в системе повышения квалификации, в частности, включает в себя элементы теории ожидания и теории справедливости и связана, прежде всего, с затратами дополнительных усилий (умственных, физических), полученными результатами, уровнем вознаграждения и степенью удовлетворенности. В свою очередь, удовлетворение - это результат воздействия внутренних и внешних вознаграждений с учетом их справедливости. Насколько справедливо вознаграждение по результатам повышения квалификации, настолько УР будет стремиться к ее повышению.
Актуальностью данной проблемы является тот факт, что в условиях перехода к рыночным отношениям особенно обострилась ситуация в области повышения квалификации и переподготовки персонала, так как рыночные отношения выдвинули принципиально новые требования не только к руководителям предприятий, но и к инженерно-управленческим работникам. Возросла в несколько раз потребность в переподготовке кадров при одновременном снижении уровня материально-технической базы вследствие отсутствия финансовых средств как в масштабе государства, так и у предприятий.
Сегодня нет необходимости кого-то убеждать, что первоочередной мерой в этой области должно стать превращение системы повышения квалификации и переподготовки кадров в действенный механизм, так как эта проблема является одной из ключевых проблем структурной перестройки производства. Шкала доплат за высокую квалификацию приведена ниже (табл. 13.3)
Инженерно-управленческие работники | Образование | КТР от 1 и выше | Стаж работы | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
от 3 до 4 | от 5 до 7 | от 8 до 11 | от 12 до 15 | выше 15 | |||
Конструкторы | среднее | - | - | - | - | - | - |
среднее специальное | - | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | |
незаконченное высшее | - | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | |
высшее | - | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | |
кандидат наук | - | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | |
Технологи | среднее | - | - | - | - | - | - |
среднее специальное | - | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | |
незаконченное высшее | - | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | |
высшее | - | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | |
кандидат наук | - | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | |
Конструкторы | среднее | - | - | - | - | - | - |
среднее специальное | - | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | |
незаконченное высшее | - | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | |
высшее | - | 25 | 35 | 45 | 55 | 65 | |
Экономисты | среднее | - | - | - | - | - | - |
среднее специальное | - | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | |
незаконченное высшее | - | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | |
высшее | - | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | |
кандидат наук | - | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 |