11.2. Менеджеры и классификационные требования к ним в различных системах управления

Рассуждая о системах управления и роли менеджеров в данных системах, мы должны дать классификацию систем, которые применяются в теории и практике. Анализ действующих систем управления дает возможность констатировать, что наиболее широкое распространение в практике работы получили следующие системы:

По взаимодействию с внешней средой системы подразделяются:

В целом под системой управления понимается совокупность взаимозависимых элементов, образующих единое целое, выполняющее определенную функцию.

Успешное управление - слагаемое многих факторов, поэтому на каждом предприятии при подборе менеджеpа на конкpетную должность pаботники кадpовых служб должны готовить контpольные тесты, по котоpым подбиpается менеджеp. Но прежде, чем предлагать свою кандидатуру на ту или иную должность, кандидат на эту должность должен предварительно оценить свои возможности и способности, забыв о своей скромности, стараясь быть честным наедине с собой. Ниже приведен тест, в котором даются положительные характеристики. В тесте предлагается 7 различных вариантов (от колонки 1 до колонки 7). Ответ, который соответствует мнению менеджера, отмечается знаком /+/. Чем выше ранг ответа, тем выше оценка тестируемого.

Если менеджер честен наедине с собой, то он в результате тестирования может более объективно оценить свои слабые и сильные стороны. Каждому варианту ответа соответствует количественная оценка (см. табл.).

Номер колонки Кол-во отметок Общий итог
1×1=1
2×2=4
3×4=12
4×8=32
5×3=15
6×5=30
7×2=14

Часть первая: характеристики созидательности
Оценка1234567
Способность к самооценкеooooooo
Способность к адаптации ooooooo
Способность отдавать себе отчет ooooooo
Любознательность ooooooo
Способность к энергичным действиям ooooooo
Способность к восприятию критики ooooooo
Энтузиазм ooooooo
Гибкость мышления ooooooo
Независимость взглядов ooooooo
Способность не навязывать свое мнение другим ooooooo
Способность анализировать ход
своих мыслейooooooo
Оригинальность ooooooo
Позитивность отношений к переменам ooooooo
Способность концентрировать свои усилия на одном делеooooooo
Продуктивность усилий в деле ooooooo
Выносливостьooooooo
Уверенность в себе ooooooo
Самодостаточность ooooooo
Чувство юмора ooooooo
Способность быстро ухватывать проблему ooooooo
Настойчивость ooooooo
Красноречие ooooooo
Широта и разносторонность интересов ooooooo
Желание воспользоваться шансомooooooo
Удовольствие от решения проблемooooooo
Общий счет
1. Исключительно низко
2. Достаточно низко
3. Где-то низко
4. Средне
5. Где-то высоко
6. Достаточно высоко
7. Исключительно высоко
Часть вторая: характеристика руководителя
Оценка1234567
Способность донести идею до другихooooooo
Способность добиться объединения усилий ooooooo
Способность правильно оценивать людей ooooooo
Способность правильно увидеть картину в целомooooooo
Способность установить приоритетыooooooo
Способность к общению в компании (группе)ooooooo
Способность к принятию решений ooooooo
Профессионализм в оценкахooooooo
Способность отдавать должное человеческим качествам ooooooo
Здравый смысл ooooooo
Интерес к людям, а не к вещамooooooo
Способность к межличностному общению (один на один)ooooooo
Способность к планированиюooooooo
Сила убежденияooooooo
Восприимчивость к переменамooooooo
Самоконтрольooooooo
Способность держать в памяти имена, телефоны, запланированные встречиooooooo
Способность побуждать к действию партнеровooooooo
Способность к выдвижению и формулированию задачooooooo
Способность поддержать подчиненныхooooooo
Способность поддерживать инициативуooooooo
Талант анализировать ситуациюooooooo
Теплота личностных отношенийooooooo
Готовность прислушаться к подчиненным ooooooo

Карьера менеджера зависит от значительного количества факторов и прежде всего от правильного использования своего творческого потенциала и знания психологии окружающих его людей.

Ярким примером в этом плане является Ли Якокка-один из самых известных за последние годы представителей делового мира. Его биография представляет собой бестселлер, в котором описывается восхождение одаренного менеджера от студента-стажера до руководителя крупнейшего в мире автогиганта (см.: Якокка Ли. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1990. 384 с.).

В работе с подчиненными менеджер может использовать основные принципы отношений, разработанные фирмой "Райдер". Руководители должны стремиться:

Приведем лишь один пример солидарности менеджера со своими подчиненными. В "войне" за спасение фирмы "Крайслер" ее лидер Ли Якокка предпринял меры по сплочению коллектива фирмы. Он начал с того, что сократил свое жалование до чисто символических размеров (1 доллар в год), тогда как часовая ставка рабочих составляла 17 долларов в час.

Позже Ли Якокка писал: "Я принял такое решение о сокращении своего жалования до 1 доллара в год вовсе не для того, чтобы изобразить себя великомученником. Я делаю это потому, что мне следовало разделить судьбу всех работающих в компании".

В каждой сфере деятельности менеджер может достичь "сияющих вершин", а может с треском и провалиться. Для того чтобы последнего не наступило, менеджер должен постоянно помнить об основных принципах неудач, которые над ним постоянно давлеют. Ниже приводятся причины неудач в карьере менеджера.

  1. Руководитель стремится достичь одной-единственной цели - получать более высокую заработную плату. Для таких менеджеров успехи и неудачи деятельности подразделений, которыми они руководят, не имеют решающего значения.
  2. Руководитель стремится утвердиться в своем служебном положении за счет обустройства шикарных кабинетов, личных жилых домов, дач, наличия служебной и личной машин, служебной атрибутики, подчеркивающей значимость руководителя.
  3. Руководитель заботится исключительно только о себе и практически не проявляет никакой заботы о своих подчиненных в процессе трудовой деятельности, о их семейном положении.
  4. Руководитель самоизолируется от коллектива, проводит значительную часть рабочего времени у себя в кабинете, теряет контакты с подчиненными.
  5. Руководитель в общении с подчиненными скрывает свои мысли и чувства, не проявляет никаких эмоций на происходящие процессы, даже если они ведут к серьезным социально-экономическим последствиям. Стараясь выглядеть хорошим, он скрывает свой гнев и свой страх перед коллективом.

Рассмотрение методических основ организации деятельности менеджеров приводит к необходимости анализа эффективности их труда. Исследование, проведенное нами на 17 машиностроительных предприятиях, сравнение структуры ценностей и удовлетворенности применяемыми методами управления показало, что удовлетворенность трудом невысока (30-50% от численности опрошеных). Более того, организация управления коллективами, их деятельностью не обеспечивает условий для высокопроизводительного труда (65-70%). От 30 до 47% руководителей отметили, что функции, которые они выполняют, не вызывают у них интереса, однако несмотря на это многие руководители, в числе первых назвали такие мотивы привлекательности, как: рабочий коллектив, работа с людьми, разнообразие, сложность, новизна, возможность проявления своих знаний, опыта, самостоятельности в работе.

Вместе с повышением образования руководителя понижается удельный вес лиц, удовлетворенных возможностью проявить свои способности.

Трудовая деятельность без творческих начал приводит к значительным потерям рабочего времени, к нерациональному его использованию. Для всех обследованных заводов характерно, что время основной работы руководителя не превышает половины рабочего дня, а низового звена управления (мастеров) - одной трети. В то время как при правильной организации труда менеджера основное время должно занимать в бюджете сменного времени 60-75%.

К числу основных причин нерационального использования рабочего времени руководителя можно отнести:

Ниже приведены рисуноки, отражающие технологию работы с персоналом (рис. 11.2), схема профессора Э. Короткова об индивидуальных качествах менеджера (рис. 11.3), успех и содержание профессиональной деятельности менеджера (рис. 11.4).

Рис.11.2. Технология и тактика работы с персоналом

Рис.11.3. Индивидуальные качества6 определяющие успех профессиональной деятельности менеджера

Рис. 11.4. Факторы успеха профессиональной деятельсности


На начало Далее Назад