15.1. Маркетинг в структуре управления
предприятием
Служба маркетинга, как и любая служба (отдел) функционирующего предприятия независимо от организационно-правовой формы, является равноправным функциональным подразделением, координирующим деятельность между потребителями и остальными участниками маркетинговой деятельности. Она может осуществлять свою деятельность самостоятельно, т. е. на полном хозяйственном расчете за счет оказания маркетинговых услуг заинтересованным предприятиям и организациям.
По мнению Ф. Котлера, процесс управления маркетингом состоит из следующих функций:
- анализ рыночных возможностей;
- отбор целевых рынков;
- разработка комплекса маркетинга;
- претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
Управлять этими процессами должны специалисты самой высокой квалификации, имеющие базовую подготовку в этой сфере деятельности. С учетом этих требований происходит не только формирование кадрового состава, но и осуществляется подготовка всех локальных нормативных документов.
Разработка таких документов начинается с положения о службе (отделе) маркетинга, в котором должны найти отражение разделы:
- общие положения о службе маркетинга;
- цели и задачи;
- функции;
- права;
- ответственность;
- организационные структуры службы.
Возглавлять службу маркетинга может один из заместителей руководителя предприятия или управляющий маркетингом, наделенный полномочиями, как и любой другой руководитель отдела (ОГК, ОГТ, финансовый отдел и т. д.).
В своей деятельности руководитель службы маркетинга осуществляет подбор и расстановку специалистов в зависимости от профессиональной подготовки и их функциональных обязанностей, а также осуществляет контроль за всеми запланированными мероприятиями и бюджетом отдела.
Для целенаправленной и эффективной работы отдела маркетинга его работники руководствуются положением о службе, действующим законодательством, всеми локальными нормативными документами (правового и планового характера).